Ручное творчество дома. Проблема занятости детей.

Вопросом занятости детей дома задаются многие родители, ведь свободное время хочется повести с пользой. Для детей и их родителей доступны несколько видов полезных занятий для дома – подвижные игры, настольные игры, интеллектуальные игры, ручное творчество. В нашей статье мы подробнее ознакомимся с последним видом деятельности – ручным творчеством.

Детям всегда интересно создавать что-то новое своими руками, особенно, если творчеством он занимается совместно с родителями. Такие занятия не только помогают развить мелкую моторику, художественные навыки малыша, но и способствуют установлению доверительных, теплых отношений с родителями.

Рассмотрим основные виды ручного творчества в соответствии с возрастом ребенка.

Ранний возраст (1-3 года). Для малышей подойдут следующие простые виды рукотворчества:
- Лепка. Помогает детям узнать свойства пластичных предметов (пластилин, тесто, глина, снег, песок), ознакомиться с формой. Можно начинать с простого: раскатывать тесто и вырезать формочкой печенье, катать из пластилина шарики (яблоки, мячики и пр). Психологи рекомендуют лепку детям, склонным к агрессивному поведению, так как раскатывание, сжимание, растягивание материала позволяет выплеснуть накопившуюся негативную энергию.
- Рисование. Развивает восприятие детей, формирует представление об окружающих предметах (цвет, силуэт). Важно научить ребенка правильно держать кисть, карандаш, фломастер; контролировать силу нажима на инструмент; выучить цвета; показать назначение красок и обучить правилами пользования ими. Малышам будет полезно раскрашивать крупные картинки, «украшать» листочки линиями (прямыми, волнистыми, ломаными, штрихами), научиться рисовать замкнутые фигуры (круг, квадрат, треугольник). Ближе к трем годам можно приступить к созданию целостной композиции (цветы в вазе, природа за окном и др.).
- Аппликация. Знакомит детей с бумагой как художественным материалом, с ее свойствами (легкая, тонкая, цветная, сминается, рвется, разрезается, приклеивается). На основе приведенных свойств нужно научить детей создавать из кусочков рваной бумаги и комочков мятой бумаги выразительные образы, приклеивать вырезанные с помощью взрослого формы в соответствии с выбранным образом. Необходимо также познакомить ребенка с ножницами как художественным инструментом.

Дошкольный возраст (3 - 6 лет).
На данном возрастном этапе необходимо закрепить полученные знания предыдущего периода. В возрасте 3 – 6 лет у детей уже формируются предпочтения к определенному виду ручного творчества, поэтому для родителей очень важно не упустить этот момент и помочь ребенку в развитии своих интересов. То есть, если ребенок любит рисовать, познакомить его с разнообразными материалами (акварель, гуашь, пастель, восковые и масляные мелки, цветные и простые карандаши, различные фломастеры), показать новые приемы и способы рисования и т.д.
В данном возрасте, ввиду развития мелкой моторики, детям уже стают доступны такие виды творчества как оригами, плетение из бусин и бисера, шитье, вышивание, квиллинг. К ручному творчеству можно отнести приготовление забавных и простых блюд на обед. Можно вместе со взрослыми создавать подарки к праздникам для родных, полезные мелочи для дома.

Конечно, чтобы научить ребенка многочисленным видам рукотворчества, родителям нужно самим потрудиться над изучением пособий, подбором материалов, приготовлением заготовок для занятий, однако, результат стоит потраченных усилий. У детей, занятых каким-либо видом ручного творчества, всегда развито воображение, чувствительность, гибкость, усидчивость, внимание, терпение. Дошкольнику будет легче научиться писать, если его ручки подготовлены и натренированы. Главное – родителям важно проявить терпение (ведь не всегда у малыша будет все получиться), готовность к саморазвитию (некоторые вещи придется осваивать «с нуля», учиться у ребенка), а также показать личную заинтересованность в предпочтениях и интересах ребенка.