Игры с песком в домашних условиях

После того, как вы с ребёнком освоили ряд упражнений и научились справляться с дидактическими задачами, используя песок или заменяющий его какой-либо другой материал, можно погрузиться в игру воображения и насладиться собственным сюжетом и разыграть в домашней песочнице остросюжетную историю или попасть на Северный полюс, или прокатиться в машине времени в Парк Юрского периода…

Сюжетно-ролевые игры и игры-театрализации

Игра "Печем куличики"

В этой игре мы знакомим ребенка с особенностями сухого и мокрого песка; формируем у него представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учим "лепить" куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок; развиваем мелкую моторику рук; учим понимать и использовать в речи слова-антонимы: сухой - мокрый, много - мало песка; называть овощи (в соответствии с формочками и реальными овощами).
Вызвать у ребенка первоначальный интерес поможет рассказ о вашем детстве, как вы любили играть в песок, когда были такими же малышами.В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы, попросите ребенка сказать еще раз, какой песок: сухой или мокрый.

Вместе с малышом полейте песок в одной половине ящика, а во второй половине песок оставьте сухим. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите, как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". А теперь попробуем "испечь" куличики из сухого песка. Спросите, можно ли это сделать, получатся ли куличики. Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергает, а предлагает проверить опытным путем. Малыш насыпает сухой песок в формочки и пытается выложить их на чистый поднос. Естественно, что форма не сохраняется, тогда вы просите его объяснить, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет?

Игра "Спрячь игрушки"

С помощью этой игры вы можете сформировать у своего ребёнка умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать это количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.
Взрослый обращает внимание ребёнка, какие игрушки лежат на подносе просит его спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом взрослый и малыш вместе их ищут (малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.):«Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял» (малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке).

Сказка "Три медведя"

Эта театрализация помогает научить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного материала; развить воображение; научить располагать различные материалы по всей плоскости песочного ящика; научить рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.К театрализации можно привлечь всех членов семьи.
Для игры необходимо подготовить иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки "Три медведя"), веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.

Взрослый говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку "Три медведя", а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". Если ребенок затрудняются в выборе, то вы показываете образцы различных материалов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т.п. "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?". Если ребенок затрудняется в выборе материала, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку.
Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т.д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки.

Игра «Песочный телеграф»

С помощью данной игры мы поможем доставить ребёнку тактильное удовольствие и обучим его переводу тактильных ощущений в знаки.
Взрослый, ведущий игры, «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру — прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, получив «сообщение», должен нарисовать фигуру палочкой на песке.


Дидактические игры

Дидактическая игра «Узор в геометрической фигуре»

Игра помогает развить ориентировку на плоскости, развить умение видеть углы и середину фигуры, воображение и фантазию, умение подбирать различный материал, развивает мелкую моторику рук.
В оборудовании для игры всё та же песочница, рамки геометрических фигур, камушки, пуговицы, ракушки и т.п.
Ребёнку предлагаем выбрать рамку геометрической фигуры, природный или бросовый материал и составить узор на песке. При этом повторяем - где у фигуры углы и сколько их, где стороны и сколько их, где середина. Для того, чтобы узор получился красивым, нужно считать и выкладывать одинаковое количество предметов, например по сторонам, одинаковые предметы по величине по углам, компоновать по цвету и т.д.

Дидактическая игра «Домики для друзей»

В данной дидактической игре ребёнок учиться ориентироваться на плоскости, умениюописывать предмет, используя в речи понятия этаж и квартира.Из материалов для игры нам подойдут домик для игры в песке, мелкие игрушки, геометрические фигуры разного цвета, шнурки для разделения пространства на ячейки.
1 вариант. Взрослый предлагает разместить свои игрушки по квартирам в домике. У каждой игрушки свой адрес – в синем квадрате жёлтый круг, в коричневом квадрате жёлтый прямоугольник и т.д.
2 вариант. Взрослый говорит: 2 этаж, 3 квартира. Ребёнок находит эту квартиру и отвечает: мой адрес в жёлтом квадрате зелёный прямоугольник.
3 вариант. Все игрушки ставятся по квартирам. Взрослый говорит: тот, кто живёт в квартире синий квадрат розовый треугольник, идёт гулять. Ребёнок с этим адресом убирает игрушку.

Дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру»

С помощью этого дидактического упражнения мы поможем ребёнку закрепить названия геометрических фигур; названия цвета фигур; развить воображение ребёнка; развить мелкую моторику рук.
Оборудованием будут: геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного цвета и разной величины; мешочек. Взрослый предлагает ребёнку угадать, что спрятано в «Чудесном мешочке». Ребёнок запускает руку в мешок, достает по одной геометрической фигуре и отвечает на вопросы:Что за геометрическая фигура у тебя в руке?Какого цвета?Посмотри, на какие предметы в группе похожа эта фигура? Если соединить Евину и твою фигуру, что получится? Взрослый говорит: «Давайте подойдём к песочнице. Я положу на песок квадрат и пальчиком или палочкой дорисую к нему треугольник – у меня получился дом. Подумайте, что ты можешь дорисовать к нашей фигуре и нарисуй. Ребёнок выполняет задание, достаёт другую фигуру и рисует другой рисунок. Далее, в самостоятельной игре, ребёнок берёт геометрические фигуры по своему выбору.


Решение логических задач

Логические задачи учат находить по описанию местонахождение игрушки, повторять название цвета и формыгеометрической фигуры.
Материалом к решению задач будут являться цветные рамки из геометрических фигур, мелкие игрушки.
Взрослый предлагает ребёнку угадать, куда спрятана игрушка: не в жёлтом квадрате, не в красном, а между зелёным и красным; не в первом, не в третьем, не в красном и т.д.

• Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
• Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке.Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать).
• В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы?


Творческие игры

Игра «Археологи» - предлагается найти в песке развалины старого царства, и затерянного города.
Игра «Архитекторы» - ребёнок создаёт с помощью предметов – фигурок, предметов – заместителей, маркеров – пространства макеты «Царство – государство царя Додона», «Город счастья» (по карте, которую находят в капсуле в песке).Конструирование сюжетных построек– это процесс, который способствуют формированию коммуникативных компетентностей, умению договариваться и планировать совместные постройки. Темы построек могут быть разнообразными: «Улица города», «Изготовление ландшафтных макетов», «Зоопарк», «Игровая площадка», «Деревья» и т.д.

Игра "Радуга в бутылке"

Материалом к игре послужат наборы цветных мелков и песок.
Предлагаем вам внести разнообразие в детские забавы, предложив малышу изготовить оригинальную поделку "Радуга в бутылке" из цветных мелков и песка. Простая в исполнении, она послужит в дальнейшем прекрасным украшением детской комнаты или подарком для родственников и друзей. Для изготовления поделки вам потребуется чистый, просеянный песок (песок можно заменить мелкой солью), цветные мелки и стеклянный сосуд с крышкой. Рекомендуем вам использовать именно стеклянную емкость, а не пластиковую, т.к. мелкие частицы мела к стеклу прилипают меньше, чем к пластику.
• Насыпьте на чистый лист бумаги небольшое количество песка или соли (примерно 1/6 или 1/7 от общего объема сосуда).
• Возьмите мел определенного цвета и разотрите им песок (соль). Аккуратно пересыпьте получившийся цветной песок (соль) в стеклянный сосуд.
• Возьмите чистый лист бумаги и повторите эту процедуру с мелом другого цвета.
• Заполните емкость полностью слоями песка разного цвета. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпайте песок в емкость под углом, поворачивая сосуд. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка, иначе вместо радуги в бутылке у вас получится песок грязно-коричневого цвета. Закрутите крышку. Поделка готова!

Процесс создания рисунков из песка бесконечен и увлекателен. Игры с песком помогают детям снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний, накопившихся за день или неделю пребывания в дошкольном учреждении. Вариативность игр с песком помогут разнообразить досуг и насытить его продуктивной детской деятельностью.Всем неравнодушным к своим детям родителям желаем терпения и творческого вдохновения в воспитании чудо-малышей!

Из цикла статей "Игры с песком дома".