Раннее развитие детей: какую методику выберете вы?

По мнению специалистов, пик интеллектуальных и творческих возможностей ребенка дошкольного возраста – от полутора до трех лет. Поэтому правы те родители, которые начинают развивать свое чадо как можно раньше. Чтобы помочь вам не растеряться в море «педагогических технологий» и выбрать ту, которая подойдет вам и вашему ребенку, мы подготовили обзор самых популярных методик раннего развития. Предлагаем изучить их прямо сейчас!

Итальянский ученый и педагог Мария Монтессори разработала систему воспитания, девиз которой гласит: «Помоги мне это сделать самому!» Ее методика основана на индивидуальном подходе к развитию ребенка. Малыш обучается по своему собственному ритму, самостоятельно выбирая направление развития. Взрослый нужен лишь для того, чтобы создать нужную развивающую среду.

Играя, малыш учится способам рациональной деятельности с предметами, тренирует эмоциональные реакции, приобретает навыки социального поведения. С помощью специальных обучающих материалов и пособий ребенок получает представление о величине и форме, цвете, а также о том, как устроен окружающий мир.

Методика Монтессори рассчитана, скорее, на спокойных и усидчивых малышей, умеющих подолгу концентрировать внимание на одном объекте. А вот спонтанных и ролевых игр, которые так любят дети-«живчики», она не предусматривает.

Методика американского нейрохирурга ГленнаДомана изначально разрабатывалась для лечения детей с поражениями нервной системы. В результате занятий по этой системе особые дети опережали своих здоровых товарищей по интеллектуальным и физическим показателям! Позже Доман разработал систему обучения и для здоровых детей.

В основе метода – принцип стимулирования клеток мозга внешними зрительными раздражителями. Так, в течение 1-2 секунд ребенку показываются карточки с картинками и названиями предметов. По мнению Домана, способность запоминания большого объема информации дает возможность ребенку усвоить колоссальное количество полезных фактов. А это, в свою очередь, помогает развитию умственных способностей малыша. Однако, для неокрепшей психики ребенка такие занятия – серьезное испытание. Несмотря на огромный интеллектуальный потенциал ребенка, объем информации, который он получает, зачастую слишком большой.

Основываясь на методе Домана, свою методику разработала Сесиль Лупан. Однако, в отличие от Домана, ее подход к детскому развитию учитывает интересы и способности ребенка, он более индивидуальный и тонкий. Ребёнку дается лишь та информация и именно в то время, когда ему это интересно и хочется узнать. Приятный бонус для родителей – обучение по методике Лупан не требует финансовых затрат на специальные пособия. Обучающим материалом выступает все, что есть под рукой.

Стоит отметить и то, что Сесиль Лупан – сторонница грудничкового плавания по методу Клэр Тиммерманс. Именно поэтому некоторые родители выступают против системы Лупан. Обучение малыша нырянию под водой кажется им опасным.

Методика Вячеслава Воскобовича, разработанная им в перестроечную эпоху, популярна и сегодня. Согласно автору, развитие и обучение детей-дошкольников происходит в процессе игры. Игровая деятельность строится таким образом, что в ней активно развивается мышление и речь, память и воображение, внимание к отдельным деталям. Особое значение придается творческому развитию.

Методика строится на партнерстве взрослого и ребенка. Интеллектуально-творческая, непринужденная и веселая атмосфера помогает малышу раскрыть свои таланты. Важно и то, что ребенок вместе с новыми знаниями обретает внутреннюю свободу, поскольку взрослый не дает негативных оценок его действиям.

Основа методики Бориса и Елены Никитиных – развитие малыша в процессе свободной игры. Система представляет собой синтез развивающих и спортивных заданий. По мнению Никитиных, родители должны активно участвовать в играх своих детей. Однако, задача взрослого – не навязывать своего мнения, а поощрять ребенка мыслить и находить решения самостоятельно.

Родитель, как первый помощник и учитель для своего малыша, должен организовать для него развивающую среду, создав нужные условия. Причем, условия эти должны быть на шаг впереди интереса ребенка. Малыш занимается тогда, когда ему хочется и тем, чем ему хочется. Взрослый лишь предлагает варианты деятельности.

Спорт в системе Никитиных – это не просто физические упражнения, но и образ жизни. В привычную домашнюю обстановку входит спортивный инвентарь, детская комната оборудуется шведской стенкой, ребенка с рождения закаливают. Подросший малыш обязательно участвует в спортивных состязаниях.

Воспитание по Никитиным помогает ребенку расти здоровым и сильным. Методика формирует у него аналитический склад ума и вырабатывает привычку все проблемы решать самостоятельно.

Однако в занятиях нет индивидуального подхода, а также совсем немного внимания уделяется развитию речи и сюжетно-ролевым играм. Это основной недостаток методики Никитиных.

Педагог Николай Зайцев разработал систему раннего обучения чтению – «Кубики Зайцева». С помощью данной методики уже двухлетние малыши знакомятся с буквами и начинают читать. Развивающими пособиями являются кубики, карточки, таблицы, а также музыкальные инструменты.

Ребенок учится читать, пропевая каждую часть слова – «склады». «Склады» – это не слоги, а пары гласной и согласной букв, согласной и твердого или мягкого знака и даже одиночная буква. Каждый такой «склад» занимает свою грань на кубике. Из складов ребенок учится составлять полноценные слова.

Обучение по системе Зайцева воздействует на органы чувств ребенка. Кубики имеют разный цвет и размер. Кроме того, они издают разный звук за счет индивидуального наполнения. Играя с кубиками, ребенок учится различать гласные и согласные буквы, мягкие и твердые.

Преимущество методики в том, что начать обучение можно практически с любого возраста. К тому же, эти занятия интересны детям с совершенно разным темпераментом.

Однако, по мнению некоторых специалистов, методика Зайцева плохо соотносится со школьной программой. В школе дети испытывают трудности с фонетическим разбором слов и разбором слов по составу.

Вальдорфская методика разработана австрийским ученым, основоположником антропософии Рудольфом Штайнером. Она интересна тем, что процесс обучения здесь проходит под девизом «Нет раннему развитию!» Согласно методике Штайнера, для получения информации ребенку нужно быть к ней готовым. Торопить интеллектуальное развитие недопустимо. Например, с чтением и письмом малыша можно знакомить лишь с семи лет. Ребенку дают возможность как можно дольше оставаться в своем детском, образно-сказочном мире.

Методика подразумевает развитие заложенных природой творческих способностей, физическое развитие и индивидуальный подход. С малышом обязательно занимаются музыкой и художественным движением – эвритмией. Это способствует совершенствованию его межполушарной координации. Ребенка учат правильно двигаться, дышать и разговаривать. Методика Штайнера не предусматривает системы оценок.

Методика академика Занкова рассчитана на дошкольников и школьников младших классов. Она представляет собой синтез обучения, развития, эстетического и нравственного воспитания. В ней учитываются способности, интересы и желания каждого ребенка.

Занятия построены по принципу «от целого к части». В занковской методике обучения не ставят оценок. Основная ее задача – развить у ребенка тягу к знаниям. Отношения между ребенком и взрослым в этой системе – сотрудничество. Взрослый не дает готовых решений, но провоцирует малыша на совместный их поиск.

Специальные упражнения и игры учат ребенка анализировать информацию и делать выводы. Участие в групповых обсуждениях приобщают его к коллективу, тренирует способность четко излагать свои мысли, отстаивать личную точку зрения.

Внимательным и заботливым родителям не составит труда понять, какая методика развития наиболее подходит для их малыша. Стоит только присмотреться к своему чаду, и, возможно, он сам даст ответ на этот вопрос.