Детское многоязычие в Удмуртии. Часть 2

Давно известно, что возможности детей раннего возраста в усвоении иноязычной речи поистине уникальны. Если у взрослого человека при изучении родного и иностранного языков задействованы разные участки головного мозга, то у ребенка в возрасте до 5-8 лет сохраняется способность усваивать второй и последующие языки тем же способом (при активации тех же участков головного мозга), что и родной. Это означает, что в раннем возрасте ребенок запоминает все языки, будь то родной, первый, второй или третий иностранный с использованием одних и тех же механизмов, т.е. одинаково.
В 7-11 лет у человека меняется психологический фундамент для овладения языком и данная способность постепенно угасает, поэтому обучение детей старшего возраста даже одному иностранному языку вызывает целый ряд трудностей. Очевидно, что наиболее благоприятный период для начала изучения нескольких ИЯ – это детский возраст 2-4 года. Естественно, обучение детишек должно быть организовано c учетом их возрастных особенностей.

Вопросы детского двуязычия (билингвизма) активно изучаются в современной психолингвистике, педагогике. Вместе с тем можно насчитать не более 20 серьезных исследований, посвященных детскому многоязычию (работы E.B.Montanari, C.Baker, B.Kielhoefer, S.Jonekeit, Е.Ю.Протасовой). Их авторы сходятся в том, что для успешного овладения ребенком несколькими ИЯ традиционных 2-3 занятий в неделю явно недостаточно, для этого необходимо создание особой поликультурной / многоязычной развивающей среды, в которой малыш мог бы находиться регулярно. В данной статье мы не будем описывать такую среду, остановимся лишь на возможностях Ижевска и Удмуртии для развития детского многоязычия.