Детское многоязычие в Удмуртии. Часть 4

В отличие от национальных, иностранные языки, в первую очередь английский, больше интересуют родителей маленьких ижевчан. В настоящее время в Ижевске существует огромное количество частных детских центров, предлагающих изучение английского языка «на любой цвет, вкус и кошелек». Как правило, занятия в таких центрах проходят традиционно 1-3 раза в неделю. Учить английский язык платно можно и в государственном детском саду также несколько раз в неделю, либо прибегнув к услугам репетитора. В течение последнего года в Ижевске появились несколько частных детских садов, имеющих громкое название и позиционирующих себя как «английский детский сад». Однако при подробном рассмотрении выясняется, что в «английском» детском саду отсутствует соответствующая лингвокультурная среда, а вся «английская помпезность» сводится к занятиям английским языком несколько раз в неделю.

Пожалуй, единственное образовательное учреждение, предлагающее дошкольникам Ижевска изучение нескольких иностранных языков – это детская школа раннего языкового развития «Лингва» в Институте иностранных языков и литературы УдГУ.
Руководитель школы и идейный вдохновитель концепции многоязычия в Удмуртии – доктор филологических наук, профессор Тамара Ивановна Зеленина. За годы руководства школой Тамаре Ивановне совместно с коллегами удалось научно обосновать и внедрить в практику преподавания основные положения теории раннего языкового развития. Дети, посещающие «Лингву», с раннего возраста имеют представление о языковом и культурном многообразии, приучаются использовать в речи два и более иностранных языка, вырабатывают способность преодолевать языковые и культурные барьеры. Однако, как и в других учреждениях Ижевска, занятия в «Лингве» проходят несколько раз в неделю. Можно предположить, что если бы научные разработки этого коллектива нашли воплощение в правильно организованной лингвокультурной среде, то обучающий эффект от такой практики был бы потрясающим.

К сожалению, в настоящее время в Ижевске нет ни одного частного детского центра или государственного дошкольного образовательного учреждения, работающего в формате полноценной иноязычной лингвокультурной или соответствующей этнокультурной среды. Между тем Москва переживает настоящий бум: повсеместно открываются частные детские сады и развивающие центры, в которых работают воспитатели-иностранцы. Общение с ребятками в таких садах ведется на иностранных языках. Яркий пример тому – частный детский сад А.Пугачёвой.

В соседней Казани ежегодно появляются детские сады-милллионеры: за грамотно организованную билингвальную среду ДОУ получает один миллион рублей. В Ижевске же дети-дошкольники по-прежнему изучают иностранный язык 1-3 раза в неделю. Удивительно, но лишь немногие родители понимают всю значимость раннего языкового развития.
Перефразируя слова профессора Е.Ю.Протасовой о билингвах, можно сказать, что «… язык – это собственность человека. Изучающий много языков имеет большой капитал… Родители, говорящие на разных языках, «кладут в колыбель» ребенку каждый свое богатство и достояние – родной язык».

Не обкрадывайте своего малыша! Позвольте ему познать все многообразие мира через призму иных языков и культур!